Цифровые новости в 2025 году. Исследование Reuters Institute




Обзор и основные выводы исследования о цифровых новостях за 2025 год - 2025 Digital News Report

 

Предлагаем вам краткий перевод основных выводов ежегодного исследования глобальных трендов в потреблении цифровых новостей, который подготовлен командой исследователей  Reuters institute (Института Рейтер) под руководством Ника Ньюмана.


Вывод: потребление новостного видеоконтента в соцсетях растет в США и Бразилии, африканских странах, а традиционные СМИ медленно, но неуклонно теряют свою аудиторию. При этом доверия к признанным новостным брендам больше, чем к контенту, созданному ИИ. Однако в Японии и странах Северной Европы влияние традиционных СМИ остается высоким.


Полный отчет на английском языке можно прочитать здесь.


 

Доклад этого года выходит в период глубокой политической и экономической неопределенности, меняющихся геополитических альянсов, не говоря уже о климатической катастрофе и продолжающихся разрушительных конфликтах по всему миру. 

На этом фоне должна процветать доказательная и аналитическая журналистика, газеты разлетаться с полок, а вещательные СМИ и интернет-трафик процветать. 


Но, как показывает исследование, реальность совсем другая. В большинстве стран традиционные новостные СМИ испытывают трудности с установлением контактов с большей частью общественности из-за снижения вовлеченности, низкого доверия и стагнации онлайн-подписок.

Наблюдается ускорение в сфере потребления контента через социальные сети и видеоплатформы, что еще больше снижает влияние «традиционной журналистики» и усиливает фрагментацию альтернативной медиасреды: это множество подкастеров, ютуберов и тиктокеров. 


Политики-популисты по всему миру все чаще обходят традиционную журналистику  и разворачиваются в сторону дружественных ангажированных СМИ, «медиаперсон» и «инфлюэнсеров», которые чаще получают особый доступ, но редко задают сложные вопросы, причем многие из них замечены в распространении ложных нарративов или чего-то еще хуже.


Эти тенденции становятся все более выраженными в Соединенных Штатах при Дональде Трампе, а также в некоторых частях Азии, Латинской Америки и Восточной Европы. Но в других странах они развиваются медленнее, особенно там, где новостные бренды поддерживают тесную связь с аудиторией. 


В странах, где свобода прессы находится под угрозой, альтернативные экосистемы также предлагают лучшие возможности для того, чтобы привнести свежий взгляд и бросить вызов репрессивным правительствам. Но в то же время, эти изменения могут способствовать росту политической поляризации и ожесточенным дебатам в Интернете. 


В этом году в обзоре также освещаются новые проблемы использования платформ искусственного интеллекта и чат-ботов, о которых мы спрашивали впервые.

Поскольку крупнейшие технологические платформы интегрируют резюме и другие новостные функции при помощи ИИ, новостные редакции опасаются, что это может еще больше сократить потоки трафика на их веб-сайты и приложения. 


Исследование показывает, что в мире, который все больше наводнен искусственно созданным контентом и дезинформацией, все поколения по-прежнему ценят проверенные новостные бренды, имеющие репутацию точности и объективности, даже если они не используют эти стандарты так часто, как раньше.


В связи с тем, что все большее число людей выборочно (а в некоторых случаях и постоянно) избегают новостей, в исследовании показаны потенциальные преимущества использования новых технологий генеративного ИИ для персонализации контента и повышения его привлекательности для молодежной аудитории. 


Основные выводы


- Взаимодействие с традиционными медиа-источниками, такими как телевидение, печатные и новостные сайты, продолжает падать, в то время как зависимость от социальных сетей, видеоплатформ и онлайн-агрегаторов растет. В частности, это относится к Соединенным Штатам, где опросы совпали с первыми несколькими неделями работы новой администрации Трампа. Потребление новостей в социальных сетях резко выросло (+6 процентных пунктов), но «трамповского всплеска» для традиционных источников не было.

 

- В некоторых странах публичные персоны и инфлюэнсеры играют значительную роль в формировании общественных дебатов. Пятая часть (22%) выборки в Соединенных Штатах говорят, что они наткнулись на новости или комментарии популярного подкастера Джо Рогана в течение недели после инаугурации, в том числе  на непропорционально большое количество молодых людей. 

Во Франции молодой создатель новостей Уго Трэверс (HugoDécrypte) охватывает 22% людей в возрасте до 35 лет через контент на YouTube и TikTok. Молодые инфлюенсеры также играют значительную роль во многих азиатских странах, в том числе в Таиланде.

 

- Использование новостей на онлайн-платформах продолжает фрагментироваться: шесть онлайн-сетей в настоящее время еженедельно получают более 10% новостного контента, по сравнению с двумя десятками лет назад. 

Около трети глобальной выборки используют Facebook (36%) и YouTube (30%) для просмотра новостей каждую неделю. Instagram (19%) и WhatsApp (19%) используют примерно пятая часть, в то время как TikTok (16%) опережает X, имеющей лишь 12%.

 

- Данные показывают, что использование X для новостей стабильно или растет на многих рынках, причем наибольший рост наблюдается в США (+8 пунктов), Австралии (+6) и Польше (+6). С тех пор, как Илон Маск возглавил сеть в 2022 году, в сеть устремилось гораздо больше людей правого толка, особенно молодых мужчин, в то время как некоторая часть прогрессивной аудитории покинула сеть или используют ее реже. Конкурирующие сети, такие как Threads, Bluesky и Mastodon, оказывают незначительное влияние на весь мир, с охватом новостей в 2% или меньше.

 

- Меняющиеся стратегии платформ означают, что видео продолжает расти в качестве источника новостей. На всех рынках доля потребляющих видео в социальных сетях выросла с 52% в 2020 году до 65% в 2025 году, а доля любого видео — с 67% до 75%. На Филиппинах, в Таиланде, Кении и Индии все больше людей говорят, что предпочитают смотреть новости, а не читать их, что еще больше стимулирует переход к создателям новостей, ориентированным на личность.

 

- Опрос также показывает важность новостных подкастов для охвата более молодой и образованной аудитории. В Соединенных Штатах самая высокая доля (15%) получавших доступ к одному или нескольким подкастам за последнюю неделю, причем многие из них теперь сняты и распространяются через видеоплатформы, такие как YouTube и TikTok. В отличие от этого, на многих рынках подкастов в Северной Европе по-прежнему доминируют общественные вещатели или крупные традиционные медиакомпании, и они медленнее внедряют видеоверсии.

 

- TikTok является самой быстрорастущей социальной и видеосетью, прибавив еще 4 пункта по всем рынкам новостей и достигнув 49% нашей онлайн-выборки в Таиланде (+10 процентных пунктов) и 40% в Малайзии (+9). Но в то же время люди на этих рынках рассматривают сеть как одну из самых больших угроз, когда речь идет о ложной или вводящей в заблуждение информации, наряду с Facebook, который долгое время был источником широкого общественного беспокойства.

 

- В целом, более половины опрошенных (58%) говорят, что они по-прежнему обеспокоены своей способностью отличать правду от лжи, когда речь идет о новостях в Интернете, что соответствует пропорции прошлого года. Наибольшая обеспокоенность наблюдается в Африке (73%) и Соединенных Штатах (73%), а самый низкий уровень – в Западной Европе (46%).

 

- Когда дело доходит до основных источников ложной или вводящей в заблуждение информации, онлайн-инфлюенсеры и онлайн-паблики рассматриваются как самая большая угроза во всем мире (47%), наряду с национальными политиками (47%). Беспокойство по поводу инфлюенсеров наиболее велико в африканских странах, таких как Нигерия (58%) и Кения (59%).

В то же время политики считаются самой большой угрозой в Соединенных Штатах (57%), Испании (57%) и большей части Восточной Европы, включая Сербию (59%), Словакию (56%) и Венгрию (54%).

 

- Несмотря на это, общественность разделилась во мнениях о том, должны ли компании социальных сетей удалять больше или меньше контента, который может быть ложным или вредным, но не незаконным. Респонденты в Великобритании и Германии чаще всего говорят, что удаляется слишком мало, в то время как респонденты в Соединенных Штатах разделились: правые считают, что слишком многое уже удалено, а левые говорят обратное.

 

- Чат-боты и интерфейсы с искусственным интеллектом становятся источником новостей, поскольку поисковые системы и другие платформы интегрируют новости в режиме реального времени. В целом цифры все еще относительно невелики (7% используют новости каждую неделю), но намного выше среди людей моложе 25 лет (15%).

 

Поскольку многие редакции стремятся использовать искусственный интеллект для лучшей персонализации новостного контента, мы сталкиваемся с неоднозначным взглядом аудитории, некоторые из которых беспокоятся о том, что могут пропустить важные новости. В то же время наблюдается некоторый энтузиазм в отношении того, чтобы сделать новости более доступными или актуальными, включая обобщение (27%), перевод новостей на разные языки (24%), лучшие рекомендации новостного контента (21%) и использование чат-ботов чтобы  спрашивать о последних новостях (18%).


- В целом, аудитория в большинстве стран по-прежнему скептически относится к использованию ИИ в новостях, и более комфортно относится к случаям его использования чтобы быть в курсе реально происходящих событий. В разных странах они ожидают, что искусственный интеллект сделает новости более дешевыми (+29 чистой разницы) и более актуальными (+16), но менее прозрачными (-8), менее точными (-8) и менее надежными (-18).

 

- Эти данные могут быть некоторым утешением для новостных организаций, надеющихся, что ИИ может повысить ценность новостей, создаваемых человеком. С этой целью мы обнаружили, что надежные новостные бренды, в том числе общественные новостные службы  во многих странах, по-прежнему являются наиболее часто упоминаемыми, к кому люди обращаются, когда хотят проверить, правду или ложь в Интернете, наряду с официальными (правительственными) источниками. Это верно для всех возрастных групп, хотя молодые люди пропорционально чаще, чем старшие группы, используют социальные сети для проверки информации, а также чат-ботов с искусственным интеллектом.

 

- Еще одним относительно позитивным признаком является то, что общее доверие к новостям (40%) остается стабильным третий год подряд, хотя в целом оно все еще на четыре пункта ниже, чем было в разгар пандемии коронавируса.

 

- Поскольку редакции стремятся диверсифицировать потоки доходов, они продолжают бороться за развитие своего бизнеса по цифровой подписке. Доля платящих за любые онлайн-новости остается стабильной на уровне 18% в корзине из 20 богатых стран, причем большинство по-прежнему довольны бесплатными предложениями. 

Норвегия (42%) и Швеция (31%) имеют самую высокую долю плат, в то время как в Соединенных Штатах лишь пятая часть (20%) платит. Для сравнения, 7% платят за онлайн-новости в Греции и в Сербии, и только 6% в Хорватии.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Грантовый конкурс среди производителей контента 

Гранты для межстрановых команд от CARAVAN: конкурс продлен до 30 июня

Контент өндүрүүчүлөр арасында грант алуу үчүн сынак